Звуки [т] и [т*], буквы Тт
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бородулихинский район
КГУ «Ивановская средняя школа»
Учитель начальных классов
Могилкина О.В.
Цели:
— Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)
— Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком
-Писать прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво, в соответствии с гигиеническими требованиями
-Читать схемы слов (предложений), составлять предложения по заданной теме.
-воспитывать уважение к членам семьи.
Оборудование : обруч с лентами, карточки с буквами, синяя и красная ленты, свеча,презентация.
Ход урока:
1.Психологический настрой
Учитель становится в центре круга, подняв над собой обруч с лентами. — Возьмите каждый по одной ленточке. Что у нас получилось? Наш круг очень похож на юрту. А над вами купол юрты, он называется шанырак. Шанырак – это символ казахского дома. Каждый человек, большой и маленький, любит свой дом, потому что в нем живет его семья. Иметь семью – это большое счастье. |
Закончите предложение: «Моя семья самая….» (дружная, веселая, трудолюбивая, милая, хорошая, веселая, спортивная, добрая, заботливая, ответственная, успешная и т.д.)
2.Актуализация знаний
- Игра «Буква заблудилась»
(на полу синей и красной лентой выложены силуэты домиков)
— К доске выходят 6 человек (все они вытягивают карточку с буквой).
— Жили-были буквы… а, о, и …(дети называют свою букву)
— Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик, и буквы побежали прятаться в домики.
— Давайте проверим, правильно ли они нашли свои домики?
м |
а о ы и у |
— Какая буква заблудилась? Почему?
— Назовите буквы, которые живут в красном домике. Объясните, почему?
( Потому, что эти буквы гласные, они обозначают гласные звуки).
— Какая буква живёт в синем домике? Почему?
- «Мозговой штурм».
— Объясните, чем различаются звуки и буквы?
( Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
— Какие бывают звуки?
( Звуки бывают гласные и согласные).
— Что вы можете сказать про буквы?
(Буквы бывают гласные и согласные, печатные и письменные).
- Целепологание.
— К нам на урок пришли ещё два гостя. Догадайтесь, кто они? Это сестра Тома и брат Тима.
— Скажем хором, как их зовут.
— Сравните первые звуки в их именах.
— Где могут жить девочка Тома и мальчик Тима, которые являются братом и сестрой? (В семье).
— Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
( — Семье, звукам [ т ], [ т, ] и букве, которая их обозначает).
- Составление предложений на тему «Один день моей семьи». (Работа в группах)
1.Наедине с собой.
— Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной очаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих домов огонь.
-Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома. Пусть она горит, а мы сравним тепло свечи и мамино тепло. Одинаковое ли оно?
Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о своих родных…(звучит музыка)
6.Беседа, составление предложений.
— О ком вы сейчас думали?
— Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе?
— Что вы делаете, когда вы вместе?
— Кто самый старший в вашей семье?
— Кто самый младший?
— Для мамы ты кто?
— А для бабушки?
— Для брата? Для сестры?
— Кто чем занимается в семье?
— Расскажите друг другу, как обычно проходит день вашей семьи.( уч-ся в группах рассказывают, выбирают лучший рассказ, который озвучивается всему классу)
7.Физминутка « Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой. (Дети выполняют соответствующие движения).
8.Звуко-буквенный анализ и составление схем слов Тома и Тима,
характеристика звуков[ т ], [ т, ].( работа в парах)
(взаимопроверка по образцу на доске:
-Если в каждой схеме по 1 ошибке то ставите «Д»-достиг успеха, а если больше, то «С» — стремится достичь)
9.Закрепление. Игра «Твёрдый — мягкий»
Сейчас мы разделимся на две команды. Мальчики – команда Тимы, девочки — команда Томы. Я читаю слова. Если в них слышится [т], то в ладоши хлопают друзья Томы.
Если [т,] – друзья Тимы.
Слова: Таня, тихо, ток, ты, тигр, гнуть, тянут, тыква, тема, интерес, трава, тропинка, телевизор)
Конструирование буквы «т» из подручных материалов: счётных палочек, карандашей, ручек, ватных палочек и др. — В какой домик мы поселим новую букву? Почему в синий? ( Буква Т согласная, потому что она обозначает два согласных звука [т] и [т,]). 10. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. (змейкой) 11.Подготовка к письму, сравнение печатной и прописной букв, анализ элементов букв. — Какое различие между заглавной и строчной буквами ? — Письмо по образцу в прописях, после объяснения учителем. (Самооценивание: отметьте наиболее удачные буквы точкой) 12.Гимнастика для глаз. Потереть ладошки друг о друга и приложить к глазам. Глазкам темно, тепло, глазки отдыхают. 13.Работа в прописях: письмо слогов слияний, слов. |
Самооценивание: отметьте наиболее удачные слоги, слова точкой).
- Знакомство с буквой.
— Согласные звуки [т] и [т,] на письме обозначаются одной буквой – Т.
Самооценивание: отметьте наиболее удачные слоги, слова точкой).
15.Итог урока
— Вы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, что интересного было на уроке?
- Рефлексия . Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/anJZCtPW3QCxaW