Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова
КГУ «Литвиновская основная школа»
Учитель русского языка
Рыжих Ирина Александровна

В своей статье»Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства  отмечает, что Казахстан вступил в новый исторический период.

В этом году своим Посланием он  объявил о начале  третьей модернизации Казахстана.

Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Наша страна это может сделать в том случае, если будет конкурентноспособной, образованной.

В рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭС. Один из них- это поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Поэтому повышается спрос на качественное образование

Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности. В связи с этим становится понятной необходимость  обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.

Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, о нем можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях обучения. Эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые  стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей.  Все это обеспечивает, и дальнейшуюгуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Началом инклюзивного образования в школе является:

  1. Безбарьерная среда как в плане физического передвижения по зданию, так и плане общения с детьми с ООП всех работников учреждения образования.

В плане передвижения- это

-наличие пандусов, соответствующих стандартов, поручней, отсутствие порогов в кабинетах, коридорах, оборудование туалетных  комнат для детей с НОДА;

-наличие световых, звуковых сигналов,  правильное расположение дверных ручек (80-90см от пола), перила расположены по обеим сторонам лестницы, классная комната должна быть расположена вблизи от  столовой, раздевалки, туалетной комнаты, парты для одного учащегося с бортиками по краям, обя-зательно использование подставки для книг с регулируемым углом наклона, ткак как обеспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста ( для детей с нарушением зрения, слуха).

В плане общения с детьми:

-весь персонал школы должен быть толерантным, воспитанным, культурным, готов всегда прийти на помощь не ущемляя интересы ребенка.

  1. Системность развития инклюзивного образования – наличие

образовательных учреждений разных ступеней образования (детский сад- школа), преемственности и взаимодействия между отдельными звеньями этой вертикали;

  1. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного

образования кадров. Наличие школьного ПМПК. Социально-психологическая служба вшколе и ее взаимосвязь  с  региональным ПМПК, отделом образования. Наличие команды  специалистов сопровождения (логопеды, тифлопедагоги, дефектологи, психологи, социальные педагоги, тьюторы и другие специалисты)

Этапы деятельности регионального ПМПК  в ситуации первичного обследования ребенка

Прежде, чем мы приведем ребенка к этой ступени, нужна кропотливая работа всей педагогической команды:  воспитатель, классный руководитель, учитель- предметник, СПС, медик, родитель. Поставить родителя ученика в известность, что по наблюдениям оказалось, что их ребенок нуждается в особом подходе к обучению. После выявления ребенка с ООП на основе протокола  школьного ПМПК, нужно ознакомить родителя с решением школьного консилиума. Без разрешения родителя школа не может отправить ребенка на ПМПК. Поэтому нужно постоянное сопровождение  родителей: родительские собрания, психолого-педагогические консультации, использования памяток, листовок с необходимой информацией(даже с объяснением диагноза ребенка, например, у ребенка диагноз- дизорфография или элективный мутизм, что не каждому родителю понятно (приложение 1) )

Каждый этап деятельности регионального ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов. 

Шаг 1

Уточняется дата проведения ПМПК и прием документов на

ребенка и родителя (удостоверение, свидетельство о рождении).  В перечень документов  входят; карта развития ребенка, отчет успеваемости по предметам каждого учителя, заключения социального педагога, психолога, медицинского работника, рабочие тетради ученика, тетради для контрольных работ и диктантов рисунки, развернутая характеристика, подписанная директором школы и классным руководителем.

Шаг 2.

В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями, выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или учителя, который работает с этим учеником, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи  ПМПК и ответственности сторон.

В протокол ПМПК кратко записываются данные анамнеза (истории развития ребенка). Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.

 Шаг 3.

По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком (это может быть любой из специалистов ПМПК), начинает его обследование. Сам процесс обследования представляет собой последовательное, гибкое «подключение» к работе с ребенком других специалистов в соответствии с выстроенными стратегиями взаимодействия  с ребенком.

Шаг 4.

Выносят заключение- пишут диагноз, например, F-70 с эмоционально-волевыми растройствами, дизорфография (если не нужно обследование врача) и рекомендации, глее указывается  по какой программе будет обучатся ребенок, какие дополнительные занятия ему требуются, например, занятия с логопедом, дефектологом, психологом.  Может быть рекомендация, в какой школе обучатся, например, рекомендовано обучение в коррекционной школе.

 Шаг 5 (при случае, если нужно дополнительное обследование врача )

На основании справки ПМПК о направление на обследование в областную больницу, родитель везет ребенка в больницу на прием, чаще всего к психологу или психиатру, имея при себе следующие документы:

-свидетельство о рождении ребенка,

-удостоверение личности,

— развернутую характеристику на ребенка, заверенную и подписанную директором школы и классным руководителем.

-медицинскую карту ребенка.

Врач дает справку ВКК, которая направляется в региональную ПМПК, после чего,  они выдают заключение на ребенка. Особо хочется отметить, что на приеме у врача должен быть  обязательно один из родителей ребенка(при их наличии), а не родственники. В противном случае врач не даст необходимую для ПМПК  справку.

При получении заключения ПМПК  школа определяет индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Для работы с детьми с ООП важна целостная работа все подразделений: СПС, классных руководителей, учителей –предметников, родителей, медработника.   Рассмотрим работу каждого из них по отдельности. Изначально ведется работа с родителями, когда выявился такой ребенок, после наблюдения учителями, классными руководителями, СПС

С целью создания образовательного маршрута нужно разделить всю работу на следующие блоки:

целевой (включены классные руководители);

-интеллектуальный (включены учителя-предметники);

-диагностико-результативный (включены СПС, учителя-предметники, медработник, родители).

Рассмотрим работу этих блоков.

IЦелевой блок можно представить в виде следующих пунктов:

  1. ФИО ребенка____________________________
  2. Дата рождения__________________________
  3. Школа, класс_____________________________
  4. Диагноз заболевания, хронические заболевания___________________

__________________________________________________________

  1. Рекомендуемая ПМПК программа обучения_______________
  2. Рекомендуемые занятия со специалистами: логопед, школьный психолог, психолог, дефектолог, тифлопедагог и другие (нужное дописать или подчеркнуть)_____________________________________________
  3. ФИО родителей, место их работы, их образование:

Мать    ___________________________________________

Отец _____________________________________________

  1. Другие члены семьи:_____________________________

 

  1. II. Информационный блок:
информациядата/ цели работы
1 Дата постановки на первичный учет по ПМПК 
2Дата последней консультации ПМПК 
3Коррекционный  компонент в обучении 
4Социальная ориентировка 
5Краткая информация об этом диагнозенапример, диагноз- элективный мутизм –это психологический устойчивый отказ говорить в одной или более социальных ситуациях, в том числе в детских учреждениях при способности понимать разговорную речь и разговаривать; происходит после эмоциональных или физических травм, перенесенных в раннем

возрасте

6. Социальный статус семьи в соответствии с социальным паспортом класса 

 III. Интеллектуальный блок включает в себя следующее

  1. ТУП, РУП.
  2. Коррекционный компонент, который отражается в рабочем учебном плане, составленном на основе ТУП утвержденным приказом №500 МОН РК от08.11.2012г и приказом №61 от 25.02.2014г.
  3. Учебная программа.
  4. КТП
  5. Поурочное планирование.

 

IVДиагнстико-результативный блок:

  1. Отслеживание результатов после каждой четверти по предметам следующим образом на основе дневника динамического наблюдения:
виды деятельности (по каждому  предмету отдельно) например, чтение и развитие речиЗУН на начало четвертиЗУН на конец четверти
1чтение  
2говорение  
3аудирование  
4работа с текстом  
5умение составлять предложения  
6умение находить главное в тексте  
7умение и применение изученных правил  
8умение составлять характеристику героев  
9.выполнение заданий по алгоритму  

Виды деятельности зависят от  целей и задач, поставленные  на уроках

2.Социально-психологическая служба разрабатывает  и проводит коррекционный курс.Как правило, коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка  и наличием  соответствующих специалистов в школе определяются уже конкретные программы коррекционной работы того или иного специалиста, технологии и тактики этой работы, интенсивность занятий. Кроме того, должны быть определены как ориентировочная продолжительность отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но  и обоснованы  в программе коррекционной ребенка работы того или иного специалиста, в том числе и психолога. На основе всего вышеизложенного отслеживается динамика развития и проводится коррекция дальнейшей работы.

В случае положительных результатов ребенок проходит переосвидетельствование на ПМПК для коррекции дальнейшего маршрута.

Приложение 1

Памятка родителям, имеющим детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом  или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.

Характерные особенности детей с ЗПР:

  • Снижение работоспособности
  • Повышенная истощаемость
  • Неустойчивое внимание
  • Недостаточность произвольной памяти
  • Отставание в развитии мышления
  • Дефекты звукопроизношения
  • Бедный словарный запас слов
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений
  • Трудности в счёте и решении задач по математике
  • Своеобразное поведение
  • Низкий навык самоконтроля
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте, что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:

  1. Индивидуальный подход
  2. Предотвращение наступления утомляемости
  3. Активизация познавательной деятельности
  4. Проведение подготовительных занятий
  5. Обогащение знаниями об окружающем мире
  6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
  7. Проявление педагогического такта.

Рекомендации:

­­— Стройте взаимоотношения с ребенком на  взаимопонимании и на доверии.

-Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

-Не прибегайте к насилию! Дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям.

— Помогайте ребѐнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

— Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

— Рисуйте с детьми, занимайтесь складыванием пазлов, мозаик.

— Привлекайте к помощи в домашних делах (например, перебрать крупу, разобрать по размеру пуговицы, перемотать в клубок нитки)

— Следите за здоровьем детей.

— Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз. Следуйте советам  СПС, которые рекомендуют занятия с ребенком на развитие памяти, мышления.

— Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

— Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

— Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *