Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур, их структура и функции

Казахстан, г. Караганда

КГУ «Гимназия №93»

Учитель биологии
Полтавец Жанна Геннадьевна

Цель:

 

Изучить строение, свойства и функции внутреннего слоя клеточной оболочки – плазматической мембраны, развитие понятия о соответствии строения выполняемым функциям. Определение понятий: «диффузия», «осмос», «плазмолиз», «деплазмолиз».

 

Задачи активизировать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать, умение самостоятельно формулировать выводы, способствовать развитию логического мышления, познавательной активности обучающихся. повышение мотивации изучения биологии и физики, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, показать, что познание свойств живого организма возможно только при интеграции знаний, полученных различными науками.
Ожидаемый результат:

 

Ученики могут показать взаимосвязь между строением плазматической мембраны и выполняемыми ею функциями.

.

Критерии успеха: Ученики умеют проводить опыты, анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы по данной теме, отвечать на проблемные вопросы, выдвигать гипотезы
Ключевые идеи/подход: Новые подходы в обучении, ИКТ, диалоговое обучение

 

Учебник:

 

Биология 10 класс, Касымбаева Т., 2014г.

 Ход урока/заметки учителя:

 

Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность

обучающихся

Оценивание Ресурсы
1мин 1.Организационный этап

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку (внешний вид, наличие тетрадей и т.д.). Использует прием обратной связи «Корзина с мандаринами».

Смотреть на эти плоды одно удовольствие, яркие «оранжевые мячики» дарят нам ощущение радости, восторга и душевного подъема!

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
2 мин II.Мотивация к работе 1. Читает эпиграф «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Д. Хевеши

и предлагает ответить им на вопрос «Как Вы понимаете эти слова?»

2. Приём «Корзина идей»

Предлагает обучающимся почистить мандарин.

Вопрос: «Что изменилось в аудитории?»

Вопрос: «А почему это произошло?»

Вопрос: «А как Вы думаете, какое явление лежит в основе этих процессов?»

Ответы обучающихся преподаватель складывает (образно) в «корзину идей»

Подводит итог

1. Воспринимают задание. Слушают эпиграф занятия, анализируют его, рассуждают, обсуждают. В процессе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что человек знает и наблюдает много разных фактов и явлений, но показать взаимосвязь между ними не всегда может.

2. «Корзина идей» Обучающиеся выдвигают гипотезы, идеи и   «сбрасывают идеи в корзину». Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

1 м III.Целепологание  

Помогает обучающимся с формулировкой цели занятия.

Формулирует задачи занятия: расширить знания о строении, свойствах и функциях цитоплазматической мембраны, показать взаимосвязь таких дисциплин, как «Физика» и «Биология» на данном уроке, и доказать, что диффузия – это основа жизни.

 

Записывают тему занятия. Слушают учителя. Самооценивание  

Презентация

5 мин IV.Актуализация знаний Сообщает обучающимся, что материал темы сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных ими ранее при изучении биологии.

Кроссворд на повторение ранее изученного материала (кроссворд изображён на слайде мультимедийной презентации)

Кроссворд «Основные клеточные структуры»

Последнее слово в кроссворде «оболочка».

Вопрос: «А какая клеточная структура расположена под оболочкой?»

Показывают основные части клетки на схеме «Строение клетки». Формулируют выводы, что, действительно, знания, полученные ими ранее на уроках биологии, пригодятся для изучения новой темы. Взаимооценивание
25 мин V.Изучение нового материала 1. Задаёт вопрос: «Вспомните, какие вещества входят в состав плазматической мембраны?»

2. Рассказ о строении плазматической мембраны (схема строения мембраны показана на слайде)

3. Вопросы: «Чем объясняется, с точки зрения физики, одно из свойств жидкости – текучесть?», «В каком случае наблюдается это явление?»

4. Объяснение свойств мембраны.

Предлагает обучающимся заполнить схему по ходу объяснения материала и демонстрации опытов обучающимся

 

5.Проблемный вопрос: «Почему мы взяли мыльный пузырь?»

Демонстрация схемы строения мыльного пузыря

Помогает обучающимся демонстрировать опыты.

Вопрос: «В каком случае, с точки зрения физики,  наблюдается взаимное притяжение между молекулами?»

6. Физкультминутка

(здоровьесберегающие технологии)

7. Демонстрация опыта “Наблюдение плазмолиза  и деплазмолиза растительной клетки” (видеофрагмент)

Вопросы:

  1. Что такое плазмолиз?
  2. Какое явление называют деплазмолизом?
  3. Что такое осмос?

Делает выводы вместе с обучающимися.

8. Функции мембраны

Вопрос: Опарин Александр Иванович сказал, что после того как появились мембраны…из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?

Вопрос: «Вспомните, какие основные функции выполняет мембрана клетки?»

Показ флеш анимации «Функции мембраны»

Организация работы обучающихся в группах

Задание 1. Представьте, что вы подошли к стене, к забору, к преграде, которую вам необходимо преодолеть. Каким способом вы будете пытаться попасть внутрь? Группе дается 2 минуты на размышление.Учащиеся должны предложить как можно больше способов проникновения и записать их в левый столбик листка.

Задание 2. Представьте, что преодолеть преграду необходимо не человеку, подошедшему к забору или стене, а веществу, находящемуся рядом с живой клеткой. Ему необходимо попасть внутрь клетки. Попытайтесь найти аналогии к каждому из способов, предложенных вами для преодоления препятствий. Запишите их в правой части листа бумаги.

Подводит итоги работы групп и объясняет вместе с обучающимися механизмы транспорта через мембрану.

Видеофрагмент «Диффузия в мембране»

9. Вопрос: «Мы говорим в опытах о диффузии.  Я вас опять возвращаю в неживую природу и прошу вспомнить, а что же такое диффузия с точки зрения физики?»

Вопрос: «Каковы особенности протекания диффузии в живой и неживой природе? От чего зависит скорость протекания диффузии?»

Вопрос: «Итак, Вы считаете, что скорость протекания диффузии зависит от температуры и от агрегатного состояния вещества? Почему?»

Проверка гипотезы на опыте.

Наблюдает за проведением опыта обучающимися.

 

Слушают, записывают, отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, видеофрагменты. Наблюдают за процессами, происходящими при демонстрации опытов. Делают выводы. Анализируют, рассуждают.

Физкультминутка

 

Самооценивание

Взаимооценивание

 

Флипчарт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофрагмент

 Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/98KrB1kM3Puacp

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *