Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Урок познания мира в первом классе на тему «Глаза. Кожа. Уши. Нос. Язык. Уход за органами чувств.»

Республика Казахстан,Западно-Казахстанская область
КГУ «Дарьинская средняя общеобразовательная школа Зеленовского районного отдела образования»
Учитель начальных классов

Общая цель: Закрепить представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Ожидаемый результат:

 

Все учащиеся смогут назвать органы чувств человека

Большинство учащихся смогут называть орган, и к какой группе он относится

Некоторые учащиеся смогут еще и называть предназначение органов чувств и приводить примеры их значения в познании окружающего мира

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Задания: Индивидуальные, парные, коллективные, групповые
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть

(3-5 мин)

 Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

 

 

Настраиваются на урок желают друг другу доброго утра.

Презентация

(10-15)

Ребята, сегодня к нам на урок придет гость. Сейчас я вам про него немного расскажу.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Надевал сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку кваса.
Побежал он на перрон,
Влез в вагон,
Сел в углу перед окном.
И заснул спокойным сном.

Наверное, Рассеянный отправился к нам. Давайте посмотрим на нашего гостя. Да уж, был рассеянным, а стал еще и странным (нет глаз, ушей и носа).

— Ребята, чего не хватает нашему гостю?

-Сможет ли он нас всех увидеть?

-Почему?

— Правильно, нет глаз, а ведь именно они помогают нам видеть.

— Сможет ли Человек Рассеянный услышать о чем мы говорим? Почему?

 

 

 

А сможет ли наш Рассеянный понюхать цветы?

Почему?

 

 

 

 

 

— Итак, кто же эти помощники, которые помогут Человеку Рассеянному узнать окружающий мир?

-Правильно. Человек – это организм, а глаза, уши, нос и кожа – части организма. А по-другому их называют органами. Все эти органы находятся под управлением нервной системы.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет.

-Нет глаз.

 

-Нет.

-Нет ушей. Уши помогают слышать звуки.

 

-Нет.

-Нет носа. С помощью носа мы ощущаем запахи.

 

 

 

-Глаза, уши, нос.

Основная часть

(20 мин)

 

 

Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадку и вы поймёте, о каких таких “датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.

Один говорит,
Другой дышит,
Двое смотрят,
Двое слушают.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.

3. Знакомство с органом зрения.

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми, а правильным изображение делает головной мозг. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.

 Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?

ПАМЯТКА

Читать и писать при хорошем освещении

Свет должен падать слева

Читать и писать на расстоянии 30-35 см

Нельзя читать лёжа и в транспорте

Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров

Не сидеть долго за компьютером

Нельзя тереть глаза руками

Делать зарядку для глаз

Глазам нужен отдых

Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо

Это интересно знать

Ежедневно человек моргает 11500 раз.

Глаз весит 7–8 граммов.

Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.

Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.

Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.

Угол полного обзора у человека составляет 1250, а у кошек – 1870.

5. Физкультминутка (1 мин.)

 (Физминутка  для глаз)

4. Знакомство с органом слуха:

 Угадайте следующий орган

У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

 Как нужно беречь свой слух?

ПАМЯТКА

Содержать уши в чистоте

Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух

Сильный шум портит слух

Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках

Нужно давать отдых слуху, быть в тишине

Это интересно знать

Стетоскоп, с помощью которого врач слушает больного, был изобретён французским врачом Рене Леннеком. Он скатал в трубочку бумажный листик. Приставил один конец трубки к груди больного, а другой – к своему уху и услышал биение сердца своего пациента.

5) Знакомство с органом вкуса:

– О каком органе чувств идёт речь в следующей загадке:

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим.

Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.

Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.

 Как надо беречь свой орган вкуса?

ПАМЯТКА

После приёма пищи прополоскать рот

Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык

Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм

Это интересно знать

Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов

За минуту язык может совершить 80 движений

На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое

6. Знакомство с органом обоняния:

– Угадайте, о каком органе чувств говорится в следующей загадке:

Между двух светил
В середине я один. (Нос.)

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

 Как сохранить обоняние?

ПАМЯТКА

Нужно беречь себя от простуды

Содержать нос в чистоте

Если есть насморк, то необходимо его лечить

Закаляться

Не засовывать в нос мелкие предметы

Пользоваться личным носовым платком

Это интересно знать

У человека обоняние намного слабее, чем у животных

Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов

Существует 9 различимых групп запахов:

Ароматные

Эфирные

Душистые

Амброзивные

Чесночные

Горелые

Потовые

Зловонные

Тошнотворные

7. Знакомство с органом осязания:

– Чем покрыто тело человека?

А) чешуёй
Б) кожей
В) перьями

Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая, бледно – розового цвета. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.

Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.

Как ухаживать за кожей?

Кожу надо содержать в чистоте

Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой

Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины

Умываться то холодной, то горячей водой

Носить чистое бельё

Содержать в чистоте и подстригать ногти

Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу

Это интересно

Ногти и волосы – кожные образования

Мелкие волоски на коже человека живут 50 дней

Ресницы сменяются раз в 3–5 месяцев

Ежедневно у человека сменяется 30–40 волос

Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов

Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн

5. Подведение итогов (2 мин.)

 

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Поэтому, наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

6. Работа над тестом

— Ответьте на вопросы. «Да» — плюс, «нет» — минус.

Тест .

Нужно чистить глаза чистым ватным диском.

Уши нужно чистить спичкой.

В холодную погоду надо ходить в шапке.

Слушайте громкую музыку.

Нужно читать лежа.

Смотреть телевизор можно 5 часов.

Можно нюхать незнакомые порошки или жидкости.

Нельзя пить очень холодную или очень горячую воду.

Следи за чистотой рук и тела.

Содержи нос чистым.

7. Просмотр презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык, нос, глаза, уши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы теста

 

 

 

 

 

Подведение итогов

(5 мин)

 

 

Рефлексия.

— Что понравилось на уроке?

— Что нового узнал?

— Что хочу ещё узнать?

Урок:

привлек меня тем…

показался интересным…

взволновал…

заставил задуматься…

навел меня на размышления…

 

Ф/О «Радуга настроения»

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *