Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами инновационных технологий

Казахстан, Северо-Казахстанская область,  г. Петропавловск
КГУ «Средняя школа №10 им. Н.К.Крупской»
Учитель начальных классов
Кучерова Ольга Антоновна

Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами инновационных технологий 

Работа в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников.

Цель системы работы по развитию познавательных способностей младших школьников  – оптимальное общее развитие ученика, его ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника, при сохранении его здоровья и как надёжная основа усвоения им знаний, умений и навыков.

Во все времена стояла проблема воспитания нового человека. Данную проблему я осветила на заседании методической комиссии школы.( приложение 1, рис.1)

В своей работе стремлюсь найти такие пути к раскрытию индивидуальности каждого ученика, которые дадут «толчок» и помогут раскрыться природному таланту, заложенному в каждом ребёнке. Сколько детей, столько и талантов. И к каждому нужен свой подход. Поэтому отношения с детьми строю на следующих принципах:

-не требовать от ребёнка больше того, что он может,

-принимать ребёнка таким, какой он есть,

-будить душу ребёнка, его эмоции,

-радоваться вместе с учеником каждой его победе и огорчаться вместе с ним его неудачам,

-не упустить момент первого успеха ребёнка,

-а, главное, верить в своего  ученика, в его  талант.

Данную проблему я осветила на заседании методической комиссии школы.

Переход на систему работы по развитию познавательных способностей младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения.

Система работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения направлена на:

Рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей аудитории.

Углубление уровня понимания учебного материала посредством построения образовательного процесса на основе развивающего обучения с учётом целостности природы ученика ведёт к развитию личностных качеств.

Конструктивное отношение школьников к решению проблем.

Создание здоровьесберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы.

Большое значение в развитии познавательной активности я придаю экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отношении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.

При обучении русскому языку экскурсии – наблюдения за явлениями, происходящими в природе, используются как источник развития речи младших школьников.

Наблюдение и сравнение признаков сезонных изменений – необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. У учителя складываются первые представления о речевом развитии ребят, у детей происходит первое всматривание в природу, первые совместные наблюдения.

Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. У детей появляется естественная необходимость поделиться своими знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями.

Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.

Отличие развивающих уроков от традиционных 

Параметры

 

Развивающий урок

 

Традиционный урок

 

1 .Развитие личностных качеств учащихся

 

Развиваются:

— мышление

— речь

— коммуникативные качества

— творческое — воображение

— внимание

— смысловая память

— каналы восприятия

— эмоционально-чувственная сфера

— психическое здоровье (снимает усталость, утомляемость).

Развитие механической памяти (ЗУНы).

 

2.Процесс (ход урока)

 

— учитываются особенности аудитории;

— возрастает интерес к познавательной деятельности;

— предполагают обязательно диалог и разные виды диалога;

— предполагают организацию коллективно-мыслительной деятельности;

— можно учитывать индивидуальные особенности: темп урока;

— создаёт условия для творчества учащихся;

 

— предполагает творчество для педагога;

 

— функция учителя — помошник-консультант, исполнитель;

— экономия сил учителя (работают дети);

 

— к урокам готовиться сложнее;

— характерна интеграция технологий (технология проблемного обучения; дифференцированного, ненасильственного, диалогового и др.)

 

— не учитываются;

 

— снижает мотивацию и интерес;

 

— фронтальный опрос; каждый говорит сам по себе;

— нет или работа в парах;

 

 

— одинаковые требования ко всем;

 

— воспроизведение готовой информации;

 

— строится урок на строгом плане-конспекте;

 

— главный солист (исполнитель);

 

— затратность сил у учителя;

 

 

— легче

— этого нет

 

 

 

3.Результат

 

— позволяют уходить от репродуктивного урока;

 

— углубляют уровень понимания (3,4 уровень);

— усиление познавательной потребности учащихся;

— конструктивное отношение;

 

— обратная связь — живая;

— урок заканчивается — нет усталости;

 

— полезность информации.

— преобладание репродуктивного урока (зубрёжка);

 

-1,2 уровень понимания (механическое запоминание);

— не способствуют  познавательной потребности

— отношение: соглашательское, конфликтно-равнодушное

— обратная связь — формальная;

— утомляемость, усталость от избытка информации;

 

— бесполезность информации;

 

Учитывая особенность класса, пытаюсь создать благоприятный психологический фон на уроках: развитие ума, воли, чувств ребёнка, а с их помощью и наблюдательности, мышления и практической деятельности происходит в тесном содружестве учителя и ученика, в учебной и внеклассной деятельности.

Сущность развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе требуется «разбудить» мысль детей.

Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.

Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.

Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.

Я стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочинять собственные стихи и рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.

Составление рассказов по картинке учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмоций в процессе познания огромна.

Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.

Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:

оперативность проверки выполняемой работы;

тестирование большого количества учащихся;

возможность проверки усвоения теоретического материала;

проверка большого объёма материала маленькими порциями;

объективность оценки результатов выполненной работы.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.

Для развития познавательных способностей учащихся использую также игровые технологии.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра — один из приёмов преодоления пассивности ученика.

Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.( фотографии с фрагментами урока в приложении 1, рис. 2, 3, 4).

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Диагностика познавательных интересов младших школьников.

До прихода в школу у каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития познавательных процессов. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны.

В 1 классе была проведено анкетирование обучающихся, при помощи которого мы смогли  выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям. По одному экземпляру анкеты предлагается каждому ученику. Время заполнения анкеты строго не ограничивается.

Инструкция для учеников

Внимательно прочитай вопросы. Подчеркни нужное.

Анкета.

  1. Нравится ли тебе учиться в школе?

А) да               б) не всегда               в) нет              г) не знаю

  1. Трудно ли тебе даётся учёба?

А) да               б) иногда       в) нет              г) не знаю

  1. Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала?

А) да               б) иногда       в) нет              г) не знаю

  1. Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)

А) трудно сразу понять новую тему

Б) трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

В) в новых темах всегда сложные задания

Г)  неинтересно изучать новый материал

Д)  я боюсь трудностей на уроках

  1. Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?

А) да               б) иногда       в) нет              г) не знаю

  1. Как ты относишься к новым сложным заданиям?

А)  мне интересно

Б)  я их боюсь

В)  с неохотой выполняю их

Г)  очень нравится выполнять сложные задания

Д)  мне требуется помощь в их выполнении

Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице:

№ п/п Вопрос Ответы Кол-во

ответов

1 Нравится ли тебе учиться в школе? а) да

б) не всегда

в) нет

г) не знаю

12

13

4

1

2 Трудно ли тебе дается учеба? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

11

13

6

3 Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

17

10

3

4* Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов) ? трудно сразу понять новую тему

? трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

? в новых темах всегда сложные задания

? неинтересно изучать новый материал

? я боюсь трудностей на уроках

13

14

 

8

 

4

6

5 Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

10

12

7

1

6* Как ты относишься к новым сложным заданиям? ? мне интересно

? я их боюсь

? с неохотой выполняю их

? очень нравится выполнять сложные задания

? мне требуется помощь в их выполнении

12

12

4

11

 

22

* Для вопросов под знаком «*» возможен выбор нескольких вариантов ответов одновременно. В столбце «Количество ответов» указано общее количество выбора соответствующего варианта ответа.

В 4 классе я снова провела такое же анкетирование. Результаты представлены в таблице.

№ п/п Вопрос Ответы Кол-во

ответов

1 Нравится ли тебе учиться в школе? а) да

б) не всегда

в) нет

г) не знаю

18

10

2

2 Трудно ли тебе дается учеба? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

9

14

7

3 Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

13

10

7

4* Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов) ? трудно сразу понять новую тему

? трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

? в новых темах всегда сложные задания

? неинтересно изучать новый материал

? я боюсь трудностей на уроках

12

11

 

7

 

5

 

4

5 Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач? а) да

б) иногда

в) нет

г) не знаю

12

12

5

1

6* Как ты относишься к новым сложным заданиям? ? мне интересно

? я их боюсь

? с неохотой выполняю их

? очень нравится выполнять сложные задания

? мне требуется помощь в их выполнении

16

10

4

13

 

15

Анализ результатов диагностики показал, что активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. В классе уменьшилось количество детей с повышенным уровнем отвлекаемости. Темп работы и умственная работоспособность увеличились.( Приложение Б)

А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. Таким образом, применение инновационных технологий способствуют повышению уровня воспитания познавательных интересов младших школьников.

Приложение А

Приложение Б 

Диагностика темпа работы 

Диагностика умственной работоспособности.

Диагностика самооценки обучающихся 

Устойчивость внимания.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/e4aiSetn3QPGyB

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *