Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Конспект урока по географии на тему “Атмосферные осадки”

Шакенов Бауыржан Ирденович,
учитель истории и географии
КГУ “Горьковская СШ”,
Тайыншинский район,Северо-Казахстанская область,Казахстан

Цель урока: 1) Сформировать знания о причинах образования ветра, атмосферных осадков и их видах; 2) Развивать устанавливать причинно-следственные связи; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование:  1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Виды облаков»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания. III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Какой прибор применяется для измерения давления воздуха? (барометр)

2.Как называется впадина между двумя хребтами? (межгорная долина)

3.Какая из перечисленных равнин плоская? (Западно-Сибирская)

4.Какую часть Земли занимает вода? (¾)

5.С чем связана неисчерпаемость пресной воды в природе? (круговорот)
6.Сколько всего материков на земной поверхности? (6)

7.В какую группу входят карты масштабов 1:200000 – 1:100000? (среднемасштабные карты)

.Подготовка к объяснению новой темы.

  1. Распространение водяного пара в воздухе (испарение с поверхности земли, рек, озер, особенно океанов (86%); круговорот воды)
  2. Зависимость водяного пара в воздухе от температуры воздуха (зависит от состояния испаряемой поверхности и температуры; над океаном пара много, над сушей – мало; чем выше температура воздуха, тем больше содержание водяного пара; насыщенный – если воздух содержит такое количество водяного пара, которое при данной температуре может содержать, при повышении температуры воздух становится ненасыщенным)
  3. Абсолютная и относительная влажность  (относительная влажность показывает степень насыщения воздуха водяным паром, при насыщении относительная влажность – 100%)
  4. Конденсация водяного пара  (при понижении температуры насыщенного воздуха лишняя влага выделяется виде капелек –  конденсация, при температуре ниже нуля пар превращается в кристаллики льда)
  5. Изменение влажности воздуха  (относительная влажность с помощью волосяного гигрометра: на метеостанциях – более точно с помощью специальных таблиц)
  6. Как образуется туман?  (скопление капелек после конденсации над поверхностью земли – туман, летом часто бывают над озерами, болотами, оврагами; образуется при самой низкой температуре суток – перед рассветом; весной и летом теплый воздух, соприкасаясь с холодной поверхностью земли, конденсируется)
  7. Облака и их виды (капельки воды в облаках очень мелкие и легкие –не падают на землю; 3 вида облаков – кучевые – разрастаясь, становятся кучево-дождевыми, из них выпадает дождь или снег, на высоте 800-1000 м, до 2 км, редко – 3-4 км; слоистые – похожи на туман – до 2 км, продолжительные дожди; перистые – до 6 км и выше – из мелких кристалликов льда, не дают садков; есть переходящие разновидности; гало – коронация Солнца или Луны; облачность – степень затянутости неба облаками, измеряется в баллах от 0 до 10 баллов; на метеостанциях наблюдают за формой, высотой и степенью облачности; фотоснимки искусственных спутников)

Разделить учащихся на две группы Составить концепт-карту Осадки . Какие виды осадков вы знаете? Проблемный вопрос: По какой причине выпадают осадки? Почему поверхность земли нагревается неравномерно? Какая связь между температурой воздуха и давлением?

  1. Виды осадков  (атмосферные осадки – вода, выпадающая на поверхность земли в жидко или твердом состоянии; диаметр капелек воды в облаках 0,01 мм, при их слиянии – дождь; восходящие потоки воздуха поднимают влагу из облаков на большую высоту, та превращается в град, размеры градинок зависят от силы воздушного потока; вред от града; зимой на большой высоте в облаках капельки воды превращаются в снег)
  2. Влага, оседающая из нижних слоев атмосферы  (роса – при охлаждении воздуха от соприкосновения с землей; иней – образуется при таких же условиях зимой; изморозь – при густом тумане на холодных поверхностях)
  3. Измерение осадков  (измеряются в мм с помощью осадкомера – на высоте 2 м – цилиндр со специальной защитой, мерный стакан, 10 делений – 1 мм, измеряют 2 раза в сутки; снег растаивают и измеряют; каждые 10 дней измеряют толщину снежного покрова с помощью снегомерной рейки – для чего?)
  4. Исчисление количества осадков  (высчитывают за сутки, месяц, год, среднегодовое количество осадков в Алмате – 629 мм, в Астане – 411 мм, в нашей местности – 100 – 200 мм и меньше; вблизи экватора – более 2000 мм, наибольшее количество – на Гавайях и в Черапунджи – 12000 мм; половина всех осадков от 20 до 20 градуса; в тропиках и на полюсах мало, в умеренных широтах – больше; распределение осадков зависит от близости океана, от ветров)
  5. Испарение и испаряемость  (степень влажности – соотношение количества осадков и испаряемости; испарение – переход из жидкого в газообразное состояние; испаряемость – возможность образования пара при достаточном количестве осадков; соответствуют друг другу на открытой водной поверхности, при достаточном количестве осадков и низкой температуре воздуха; в нашей местности осадков 100 мм, а может испариться (испаряемость) 1000 мм, а испарение составляет 100 мм; в полярных областях испарение низкое)

VI.Рефлексия.

Работа с учебником. ЗХУ.

Самооценивание учащимися по результатам мини тестирования.

VII.Домашнее задание. §  33 подготовить презентацию Распространение водяного пара в воздухе

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *