Понятие о праве на свободный труд
Шейфер Ольга Юрьевна,
преподаватель общественных дисциплин
КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»
г.Рудный,Костанайская область,Казахстан
Сабақтың түрі/ Тип урока: комбинированный
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:
- Білімдігі/ Образовательные: дать сведения по трудовому праву, трудовым отношениям, сформировать понятие предприятия
- Дамытушылық/ Развивающие: формировать чувство уважения к добросовествному труду
- Тәрбиелік/ Воспитательные: развивать умения высказывать собственное мнение, развитие мышления, речи
Сабақ проблемасы/ Проблема урока: научить учащихся работать с законами РК
Құрал-жабдықтар, кернекі құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: Конституция РК,Трудовой кодекс РК, Гражданский кодекс РК, эл.пособие по основам права, мультимедийное оборудование, компьютер, программное обеспечение: Word, Power Point.
Пәнаралық байланыс/ Межпредметные связи: : Конституционное право, Гражданское право, Обществознание
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
Орг.
момент – 3 мин. |
Взаимное приветствие. Проверка наличия учебных принадлежностей, присутствия учащихся по списку. Озвучивание темы и целей урока. Ознакомление с планом работы. | Подготовка к уроку | ||||||||||||||||||
Актуализация базовых знаний – 10 мин. | На прошлых занятиях мы прошли с вами раздел «гражданское право». Ответьте на следующие вопросы:
1.Дайте понятие гражданского права. 2.Перечислите объкты гражданских прав? 3.Назовите участников (субъектов) гражданских прав? 4. Кого мы относим к физическим лицам? 5. Кто является юридическим лицом? Давайте закрепим полученные знания и пройдем тестирование. (см.прилож.)
|
ключ к тесту:
1. б 2. добровольное и принудительное 3. в 4. б 5. частная и государственная 6. а 7. в 8. а 9. б 10. в 11. а 12. а |
||||||||||||||||||
Объяснение нового материала – 20мин | Перейдем к изучению нового материала. Тема урока звучит как «Понятие о праве на свободный труд. Предприятия». Как вы думаете, что такое трудовое право? Давайте запишим определение.
Источниками ТП являются: Конституция РК Трудовой кодекс РК.
Дискуссия, вопросы: 1. Кто должен решать, кем будет работать гражданин? (Гражданин решает сам, кем он будет работать. (ст24 Конституция РК, ст.6 ТК РК, ст24 Конституция РК, ст.6 ТК РК ) 2. Допускается ли принудительный труд? («Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения».) 3. В чем заключается ограничение свободы выбора рода деятельности лиц? (Ограничения на свободу выбора рода деятельности заключаются в том, что лицо не может торговать вещами, которыми запрещено торговать, осуществлять незаконное лечение людей и т.д. )
Работа по профессии имеет важное значение для общества. Потому что только тот, кто имеет определенную подготовку к осуществлению какой-либо деятельности, может сказать, что у него есть профессия. Попробуйте сами сформулировать определение что такое «профессия». Учатся, как правило, в организациях образования. Заведения, которые дают среднее профессиональное образование- это колледжи. Профессиональное высшее образование дается в институтах, академиях, университетах.
Для того, чтобы гражданину реализовать право на свободу труда, необходимо, чтобы работодатель принял его на работу. Понятие работодателя определяется в ст. 1 Закона РК «О труде в РК». Кем может быть работодатель? Каким лицом? С кого момента предприятие может являться работодателем?
Работодателями могут быть и все иные юридические лица (различной организационно –правовой формы): к их числу относятся государственные предприятия, хозяйственные товарищества, акционерные общества, общественные объединения , крестьянские (фермерские) хозяйства , индивидуальные предприниматели, производственный кооператив и пр. Необходимо, написать слова ассоциации с предприятием. При этом слова должны начинаться с ниже перечисленных букв образующих слово предприятие |
отвечают на вопросы и конспектируют.
« Трудовое право— это отрасль права, регулирующая трудовые отношения, возникающие в процессе реализации гражданами конституционного права на свободу труда, между работодателем и работником по поводу осуществления сторонами определенной трудовой деятельности на основе коллективных, трудового договора и других договоров предусмотренных законодательством РК» Источники ТП: 1. Конституция 2. трудовой кодекс учащиеся устно отвечают на вопросы. Работают с Конституцией и гражданским кодексом.
Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий.
Профессuоналuзм — это степень профессионального мастерства
Работодатель — это юридическое или фuзuческое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Работодатель может быть юридическим и физическим лицом
Предприятие может являться работодателем с момента гос. регистрации юр.лица
работа с интерактивной доской |
||||||||||||||||||
Закрепление нового материала – 5 мин | Заполнить таблицу.
Решить ситуационные задачи Задача:1. Мама растила десятилетнего Каната одна. Она хотела, чтобы Канат занялся спортом, знал языки. Для этого она, помимо своей основной работы, захотела устроиться на дополнительную работу, пошла к своему директору и попросила разрешения на это. Она обещала директору, что будет по-прежнему добросовестно выполнять свои служебные обязанности. На эту просьбу директор ответил отказом. Он сказал, что если она хочет, то может увольняться и идти, куда хочет. Правильно ли поступал дupeктop? 2. Четырнадцатилетний Петр посмотрел телепередачу. В ней показывали работу микробиологов. Петр сильно заинтересовался. Он сказал отцу, что хочет быть микробиологом. Тот сказал, чтобы Петр и думать забыл об этом, так как хочет, чтобы Петр, как и он, стал экономистом. Кто должен выбрать профессию для Петра? Назовите антонимы
|
|||||||||||||||||||
Постановка домашнего задания –2 мин. | Запишите домашнее задание. Копабаев О. «ОП»§ 14, стр.78, ответить устно на вопросы 83-84 | Записывают | ||||||||||||||||||
Итог урока –5 мин | Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое трудовое право, каково значение работы по профессии, как можно получить профессию. кто может быть работодателем. Выставление оценок.
|
Проверочный тест по теме «Гражданское право РК»
- Совокупность норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между людьми, называется:
а) уголовное право
б) гражданское право
в) семейное право
г) конституционное право
- Укажите 2 вида прекращения права собственности.
- Главным источником гражданского права является:
а) Конституция РК
б) Административный кодекс
в) Гражданский кодекс
г) Семейный кодекс
- Полная дееспособность физического лица:
а) не наступает совсем
б) наступает с 18 лет
в) наступает с 14 лет
г) наступает с 16 лет
- Укажите 2 главных вида собственности в РК.
- Гражданско-правовая ответственность для несовершеннолетних наступает с:
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 15 лет г) с 18 лет
- Ипотека – это залог …
а) товаров в обороте б) вещей в ломбарде в) недвижимости г) движимого имущества
- Самостоятельная имущественная ответственность является ли признаком юридического лица.
а) да, является
б) является только у некоторых юридических лиц
в) нет, не является
- Правоспособность гражданина прекращается …
а)достижением пенсионного возраста
б)смертью
в)признанием гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным
- Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с …
а) момента рождения
б) момента получения паспорта
в) достижением совершеннолетия
- Гражданин может быть признан недееспособным по решению …
а) суда б) органов опеки и попечительства в) врачебной комиссии
- Правоспособность гражданина возникает …
а) с момента рождения б)при достижении совершеннолетия в) с момента получения паспорта
+7 776 987 0729
Либо отправьте заявку с сайта